Педагогическая философия

Сайт учителя

химии и географии

МКОУ "СОШ №2",г.Юхнов

Чолак Натальи Алексеевны

 

На пыльных тропинках далеких планет...

   

На пыльных тропинках далеких планет останется пусть учеников моих след.

 

"Человек живет на Земле, чтобы познать все земные радости и огорчения. Однако вкусить счастье может лишь тот, кто к этому очень стремится, стремится делать добро себе и людям".

В.И. Сыренский

 

Когда-то великий Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное - учить, лечить и судить людей. Именно профессии врача и учителя привлекали меня с самого раннего детства, ведь именно они «возделывают Человека, который творит все богатства мира». Но уже в школьном возрасте решила -буду педагогом, ведь это одна из немногих профессий на Земле, которая позволяет заглянуть в будущее, так как занимается воспитанием тех, кто завтра сменит нынешнее поколение.

Педагогом некоторое время работала моя бабушка. Мама, уже работая в школе, параллельно со мной заочно окончила КГПУ им. Циолковского. Я на протяжении всей школьной жизни имела много интересов: увлекалась фотографией, рукоделием, пела, читала стихи со сцены. Усиление интереса к предмету химия в старших классах стало отправной точкой моего профессионального становления. Поэтому, можно сказать, что свой профессиональный путь я выбрала не случайно. Имея со школьной скамьи интерес к химии и мечту о преподавательской деятельности поступила в Калужский Государственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского. Мною была выбрана специальность «химия и физика». В процессе обучения в вузе интерес к двум научным областям - химии и педагогике не пропал и продолжал развиваться. Обучаясь на четвертом курсе, я начала работать в своей родной школе учителем химии.

Во время подготовки к одному из внеклассных мероприятий открыла для себя, что мое образование неразрывно связано с космической темой: начала постигать азы грамоты на Байконуре- «главном космодроме страны». Педагогический университет окончила в городе-«колыбели космонавтики». Свою первую педагогическую практику проходила в школе, где в свое время преподавал сам Константин Эдуардович. Действительно, работа учителя- это тоже освоение космоса, огромного, неизведанного, где каждый ребенок- это маленькая планета, со своей орбитой и своими законами. «...А путь к планетам труден и далек, Лишь смелых принимает он в объятья...»

По словам С. Соловейчика «...от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный - распахнутый для детей - вот каким должен быть учитель».

Безусловно, страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и человечностью.

Педагога называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. И все это - чистая, правда. Только, в отличие от других профессий, педагогу не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям,

можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств во многом определяют способность педагога осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с детьми и в конечном счёте его эффективность как воспитателя.

Мой опыт классного руководителя пока еще мал, однако вот что написали ребята, готовясь к презентации класса :

Наталья Алексеевна- наш классный руководитель

Для нас она -путеводитель

В мир природы и добра.

—Веселее с ней игра.

С интересными людьми

Она нас знакомит.

—И поделки, номера

С нею мы готовим.

—Изучать науки мы

С Натальей Алексеевной будем

              И без искры огонек мы тогда добудем.

В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на деятельность учителя.

Учитель должен создать условия для способности к самореализации. Знания, полученные школьниками, должны помочь им легко ориентироваться в условиях рынка. Научить этому можно только тогда, когда сам ориентируешься и понимаешь экономическую политику нашей страны. Учитель должен свободно ориентироваться в потоке информации и находить нужное, этому он должен научить и каждого школьника. В потоке всей поступающей информации нужно помочь ребенку видеть полезное и бесполезное.

Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Очень важно, на мой взгляд, владеть информационными технологиями, владеть компьютерной техникой и применять ее на уроках. Хотя компьютер и не заменяет живого слова учителя, но он значительно оживляет учебный процесс. Просто нужно уместно и умело применять учебные диски, использовать интерактивные доски и т.п.

Обучение в старших классах сегодня немыслимо без создания проектов, презентаций, так как это позволяет школьникам участвовать в различных конкурсах на федеральном уровне. Значит сам учитель должен быть активным участником различных форумов, конкурсов, должен уметь построить свой образовательный маршрут на современном уровне и создать подобные индивидуальные образовательные маршруты для своих учеников.

Сама я принимала участие в районном конкурсе «Учитель года 2002», где стала победителем, была дипломантом областного конкурса; ежегодно участвую в фестивале педагогических идей «Открытый урок», вместе со старшеклассниками- в фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио». После участия в 3 Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок», где заняла 3 место, поставила себе целью заинтересовать, привлечь ребят к участию во Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Начало положено: в этом году трое ребят из 7-8 классов

попробовали свои силы в роли начинающих в Интернет- олимпиаде «Нанотехнологии-прорыв в будущее». Результат далеко не последний.

Таким образом учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал.

Любой образовательный процесс должен быть эффективным и направлен на действие, так как знания бессмысленны без практического применения. Хочется вспомнить слова Мефистофеля Фаусту: «Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через практические действия формируется их понимание. Только так ученик приобретает необходимые знания, умения и навыки.

Кроме того, можно хорошо знать свой предмет, но намного ценнее уметь зажигать любовью к своему предмету юные души. С целью повышения интереса учащихся к удивительной науке-химии, проводим мероприятия которые готовят сами старшеклассники. Узнав о возможности выращивания кристаллов, ребята настолько увлеклись этой работой, что создали в школе целую коллекцию разных по форме и цвету многогранников.

Считаю, что в школе не должно быть места скуке, там, где дети, там интересно, познавательно и увлекательно. Не случайно изречение: «Тот, кто перестал учиться, не имеет право учить!» Чтобы творить волшебство, надо совершенствовать свои знания. И творчество учителя не должно быть для моих учеников тайной за семью печатями. Любя и подражая, они создадут свои творения, откроют новые миры. Любовь к труду поможет моим детям научиться получать разнообразные, прочные, интересные знания. Жизнь меняется, меняемся и мы. Но наши мысли всегда должны оставаться только несущими добро, так как самое главное для меня - понимающие глаза учеников, их любознательность и заинтересованность.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным врачом, кто-то технологом, кто-то откроет новый элемент, а может быть планету, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя!

Так давайте говорить учителям спасибо. Давайте всем миром, всей страной сделаем так, чтобы слово учитель звучало гордо.

  

 Наталья Алексеевна учитель химии МОУ Юхновская средняя общеобразовательная школа№2 Калужская область

2007г

     

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»